О Фонде им. Конрада Аденауэра 

Фонд им. Конрада Аденауэра (KAS) — немецкий политический фонд, тесно связанный с Христианско-Демократическим Союзом Германии (ХДС). Как сооснователь ХДС и первый федеральный канцлер Федеративной Республики Германия, Конрад Аденауэр (1876–1967) объединил христианско-социальные, консервативные и либеральные традиции. Его имя является синонимом демократического восстановления Германии, твердого выравнивания внешней политики с трансатлантическим сообществом ценностей, видения объединённой Европы и ориентации на социально-рыночную экономику. Его интеллектуальное наследие продолжает служить как нашей целью, так и нашим обязательством сегодня.

 

В нашей европейской и международной деятельности по сотрудничеству мы работаем над тем, чтобы люди могли жить самостоятельной жизнью в свободе и достоинстве. Мы вносим основанный на ценностях вклад в помощь Германии в выполнении её растущей ответственности во всём мире.

 

Мы поощряем людей принимать участие в формировании будущего в этом духе. С более чем 80 зарубежными офисами и проектами более чем в 100 странах мы вносим уникальный вклад в продвижение мира и свободы. Мы поддерживаем постоянный диалог по вопросам внешней и оборонной политики, а также обмен между культурами и религиями.

 

Человек, его неповторимое достоинство, права и обязанности находятся в центре нашей работы. Объединяя людей, осознающих свою ответственность в обществе, мы создаём активные сети в политической и экономической сферах, а также в самом обществе. Наше управление политическими знаниями улучшает возможности для формирования процесса глобализации таким образом, чтобы он был социально справедливым, экологически устойчивым и экономически эффективным.

 

Мы выстраиваем прочные партнёрские отношения с государственными институтами, политическими партиями, организациями гражданского общества и отобранными представителями общественных, государственных и политических элит. В особенности мы стремимся укреплять политическое сотрудничество в сфере политики развития на национальном и международном уровнях в соответствии с нашими целями и ценностями. Совместно с нашими партнёрами мы вносим вклад в создание международного порядка, который позволит каждой стране развиваться в условиях свободы и собственной ответственности.

Цели Проекта и Контекст 

Проект реализовывался с 1 июня 2022 года по 30 сентября 2025 года, оказывая поддержку гражданскому обществу в Кыргызстане посредством повышения потенциала, продвижения прав человека, а также укрепления прозрачности, подотчетности и гендерного равенства в системе правосудия. Проект также направлен на вовлечение гражданского общества в обеспечение соответствия законодательства Кыргызстана международным конвенциям и содействие диалогу между гражданским обществом и государственными институтами.

 

Общая цель проекта — укрепление роли гражданского общества в мониторинге и продвижении правовых реформ, а также в защите прав человека в Кыргызстане.

 

Конкретные цели проекта: 

  1. Повысить уровень правовой осведомлённости и укрепить потенциал сетей гражданского общества для мониторинга судебных реформ с акцентом на защиту прав человека
  2. Создать цифровые решения и платформы для сотрудничества гражданского общества с государственными органами, продвижения прозрачности, подотчетности и мониторинга сектора юстиции
  3. Поддержать организации гражданского общества (ОГО) в улучшении качества правовых актов и обеспечении внедрения международных принципов прав человека в законодательство Кыргызстана.

 

Целевые группы (target) проекта:

TG1: Неправительственные организации, работающие в области прав человека, гендерных и экологических вопросов и других направлений, а также гражданские и молодёжные активисты, гендерные и экологические эксперты и практики, сети организаций гражданского общества из всех регионов Кыргызстана

TG2: депутаты Парламента, представители Администрации Президента, государственных учреждений, органов местной власти, судьи, юристы, эксперты, занимающиеся вопросами прав человека

TG3: журналисты, представители социальных сетей и блогеры, сотрудники парламентских и официальных пресс-служб.

 

Окончательные бенефициары проекта — организации гражданского общества и граждане Кыргызской Республики в целом.

 

Цель Оценки:

Цель данной оценки — оценить проект в соответствии с критериями Комитета по оказанию помощи в целях развития (DAC): актуальность, результативность, согласованность, эффективность, воздействие и устойчивость. Ожидается, что в ходе оценки будут выявлены и задокументированы извлечённые уроки и лучшие практики, а также подготовлены рекомендации для последующего планирования и реализации проектов.

 

Проектные офисы, расположенные в Бишкеке (Кыргызстан), Гейдельберге (Германия) и Брюсселе (Бельгия), где находится большинство членов команды, обеспечат доступ к проектной документации и бенефициарам проекта. 

 

Ключевые вопросы оценки

Следующие ключевые вопросы должны направлять работу эксперта-оценщика:

  • Актуальность

1.1. В какой степени проект отвечал потребностям и приоритетам целевых групп и конечных бенефициаров?

1.2. Насколько цели проекта соответствовали более широким целям развития страны-получателя?

1.3. Были ли в проекте учтены особенности местного контекста?

  • Результативность

2.1. В какой степени проект достиг своих целей?

2.2. Какие основные факторы способствовали успеху или, наоборот, затруднили реализацию проекта?

2.3. Были ли у проекта непреднамеренные последствия (положительные или отрицательные)?

  • Согласованность

3.1. Насколько хорошо проект сочетался с другими инициативами, реализуемыми в стране?
3.2. Дополнял ли проект деятельность других организаций или дублировал её?
3.3. Способствовал ли проект формированию более согласованного и координированного подхода к поддержке гражданского общества в стране?

  • Эффективность

4.1. Имелись ли случаи неэффективного использования ресурсов или дублирования усилий?
4.2. Насколько эффективно осуществлялось управление проектом?

  • Воздействие

5.1. Каковы (потенциальные) долгосрочные эффекты проекта?
5.2. Окажет ли проект долговременное влияние на жизнь целевых групп и конечных бенефициаров?

  • Устойчивость

6.1. Могут ли результаты проекта сохраняться после завершения периода финансирования?
6.2. Каким образом могут быть распространены результаты проекта?
6.3. Какие существуют риски и вызовы для устойчивости, и как их можно преодолеть?

Методология

Оценка должна основываться на смешанном методологическом подходе, включающем как минимум следующие методы:

 

    1. Изучение документации: Анализ проектных документов, включая проектное предложение, логико-структурную матрицу, стартовый (inception) отчёт, промежуточные (interim) отчёты, материалы проекта, а также любые отчёты по промежуточной (mid-term) оценке.
    2. Интервью с ключевыми участниками: Проведение интервью с сотрудниками проекта, заинтересованными сторонами и бенефициарами. Интервью могут проводиться онлайн с использованием мер безопасности и IT-инструментов KAS.
  • Фокус-групповые обсуждения / групповые интервью с целевыми группами бенефициаров проекта:
  • ОГО
  • Государственные органы (Центр парламентаризма и демократии при Парламенте, Институт нормотворчества и верховенства права при Министерстве юстиции, Министерство юстиции)
  • Эксперты
  • Журналисты 
  • Интервью со стейкхолдерами 
  • Директор и менеджер проекта
  • Партнеры по реализации (KAS, БИОМ, MPFPR, АЛГА) 
      1. По меньшей мере один выезд на место должен быть запланирован для каждой из организаций — получателей суб-грантов, а также Центров общественного мониторинга и консультаций (PMACs), расположенных в следующих регионах:
      • Жалал-Абадская область
      • Ошская область
      • Ыссык-Кульская область
      • Таласская область
      • город Бишкек

      Эксперт-оценщик может предложить другие подходящие методы, уделяя должное внимание вопросам безопасности респондентов и конфиденциальности информации.

       

      Аналитические методы, применяемые в ходе оценки, должны быть направлены как на качественное, так и на количественное измерение прямого и косвенного воздействия проекта на достижение его целей и задач. Данные не должны собираться, если оценщик заранее не знает, каким образом такие данные будут использованы в анализе. Оценщик должен использовать встречи, презентации, письменные материалы, но особенно встречи с заинтересованными сторонами и/или бенефициарами для получения обратной связи в процессе оценки с целью проверки и уточнения процессов, а также проверки предварительных выводов и рекомендаций.

      Ключевые результаты

      1. Начальный Отчет (Inception Report): описание понимания Технического задания (ToR), предлагаемой методологии, охвата и бюджета.
      2. Драфт отчета по оценке (Draft Evaluation Report): представление предварительных выводов для получения обратной связи.
      3. Итоговый отчет по оценке (Final Evaluation Report): с учетом полученных комментариев, включающий извлеченные уроки и практические рекомендации.

       

      Приложения к драфту и итоговому отчету должны содержать подробную информацию о собранных данных: 

      1. протоколы проведенных интервью/фокус-групп и используемые методы анализа, включая список опрошенных лиц, посещенные места, анкеты, руководства для интервью или перечень обсуждаемых тем, статистическую обработку и анализ;
      2. программу оценки (даты и виды деятельности);
      3. перечень используемых понятий и сокращений, список документов/литературы;
      4. сведения о собранных, зафиксированных и проанализированных данных, где это применимо. 
      1. Презентация: (при необходимости) сессия для команды проекта, посвященная интерпретации результатов, с кратким изложением основных выводов и рекомендаций.

       

      Примечание: Мы поощряем регулярный контакт между командой, реализующей проект, и экспертами-оценщиками для обеспечения полного понимания проектных мероприятий и рекомендаций по оценке. В этом контексте в рамках итоговой оценки предполагается проведение как минимум двух встреч:

      • Брифинг (первый день): оценщики представят и объяснят подход и методологию оценки, а команда проекта поделится своими ожиданиями и интересующими направлениями.
      • Де-брифинг (последний день полевого этапа): оценщики представят основные предварительные выводы и рекомендации, которые будут развиты в проекте отчёта, а команда проекта, при необходимости, предоставит свою первую реакцию на них.

      Сроки реализации

      Предлагаемый график проведения итоговой оценки

      Деятельность Даты
      • Краткая онлайн-встреча с проектной командой и обзор документации
      Октябрь 17
      • Разработка анкет для интервью
      Октябрь 21
      • Проведение оценки (интервью с партнёрами и ключевыми заинтересованными сторонами, проведение фокус-групповых обсуждений)
      Октябрь 30
      • Подготовка драфта отчёта (в течение одной недели команда проекта предоставляет комментарии к проекту отчёта)
      Ноябрь 10
      • Рабочая встреча-воркшоп (оценщик и команда проекта)
      Ноябрь 20
      • Учёт комментариев команды проекта и финализация отчёта
      Ноябрь 27

       

      Полный цикл оценки, включая подготовку итогового отчёта, должен быть завершён не позднее 27 ноября 2025 года.

      Квалификация оценщика

      От оценщика ожидается наличие следующих квалификаций:

      1. Образование: степень магистра в области права, социальных наук, гуманитарных дисциплин, исследований в области развития или смежной сфере. При отсутствии степени магистра может быть рассмотрен кандидат со степенью бакалавра и не менее чем с 5 годами соответствующего профессионального опыта.
      2. Соответствующий профессиональный опыт: не менее 5 лет опыта в области оценки проектов, особенно в сфере верховенства права и мониторинга прав человека, развития гражданского общества, управления или смежных областях в странах с переходной и ограниченной демократией. Соответствующий опыт может рассматриваться как альтернатива степени магистра, особенно если он демонстрирует глубокое понимание вопросов верховенства права, мониторинга прав человека, оценки программ и взаимодействия со стейкхолдерами. Опыт непосредственного управления или проведения оценки проектов, финансируемых донорами (в частности, государствами-членами ЕС), является значительным преимуществом. Приветствуется знание политического контекста Кыргызстана и/или региона Центральной Азии.
      3. Языковые навыки: отличные письменные и устные навыки общения на русском и английском языках.
      4. Этические стандарты: приверженность высоким этическим принципам проведения оценки, включая обеспечение конфиденциальности и чувствительность к культурным и политическим особенностям.

       

      Примечание: Перечисленные выше опыт и квалификация будут учитываться при окончательном выборе эксперта-оценщика, а также при рассмотрении наиболее экономически целесообразного предложения.

      Критерии отбора

      Консультанты / организации будут оцениваться по следующим критериям:

      1. Технический потенциал: подтверждённая экспертиза в области оценки проектов, связанных с верховенством права, мониторингом прав человека и развитием гражданского общества.
      2. Опыт консультанта / команды: соответствующее академическое образование и/или профессиональный опыт.
      3. Методологический подход: ясность, полнота, обоснованность и реализуемость предложенной методологии.
      4. Экономическая эффективность: разумность предлагаемого бюджета в соотношении с объёмом выполняемой работы.
      5. Предыдущие работы: качество и релевантность предоставленных образцов отчётов по оценке.

      Контрактные обязательства

      После отбора:

      1. Консультант / организация примет участие в стартовой встрече с проектной командой для уточнения ожиданий и финализации начального отчёта и плана работы.
      2. Ожидается предоставление периодических обновлений для обсуждения хода выполнения работ, предварительных выводов и возникающих трудностей.
      3. Отобранный консультант / организация обязуется обеспечить конфиденциальность собранных данных.

      Интеллектуальная собственность

      Все материалы, подготовленные в ходе данной оценки, будут являться собственностью KAS. Отобранный консультант / организация не имеет права использовать полученные результаты, базы данных или отчёты в каких-либо иных целях, кроме указанных в описании оценки, без предварительного письменного согласия KAS.

      Бюджет

      Общий бюджет на проведение оценки не должен превышать 6 000 евро и должен включать все расходы, связанные с осуществлением оценки. Выезды к суб-грантёрам, центрам, целевым группам, заинтересованным сторонам и бенефициарам должны быть включены в общий бюджет оценки и не будут покрываться проектом дополнительно.

      Инструкции по подаче заявок

      Заявки на английском языке должны включать 

      • Резюме объёмом не более 5 страниц; 
      • Сопроводительное письмо с описанием мотивации и соответствующего опыта для выполнения задачи; 
      • Предложение по оценке с подробным описанием методологии; 
      • Пример аналитической работы;
      • Контактные данные 2 недавних релевантных рекомендаций 

       

      Заявки нужно подавать по электронной почте на имя Айнуры Осмоналиевой osmonalieva.ainura@gmail.com, указав в теме письма: «Final evaluation of the Kyrgyzstan — Monitoring for justice project».

       

      По любым вопросам, связанным с настоящим ТЗ, пожалуйста, обращайтесь к нам по электронной почте Айнуры Осмоналиевой <osmonalieva.ainura@gmail.com>

      Крайний срок подачи заявок

      Все заявки должны быть поданы до 23:59 (по центральноевропейскому времени, CET) 13 октября 2025 года.